Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

История и святыни храма

Куликовская битва

Фотогалерея

Клир

Хор

Библиотека

Богослужения

Православный календарь

Пасхалия

Таинства

Проповеди

Новости

Миссионерская служба прихода

Пожертвования

Воскресная школа

Патриотический клуб "Пересвет"

Творчество

Адрес

Церковная лавка

Социальная деятельность



13.06.2008 

"Троица Ветхозаветная" (св. прп. Андрей Рублев)

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА


(воскресение, 50-й день после ПАСХИ)

Тропарь праздника, глас 8:
Благославен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 8:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

* * *

Этот праздник установлен в честь сошествия Святаго ДУХА на апостолов и вместе с тем в честь Святой Троицы и именуется в народе ТРОИЦЫНЫМ ДНЕМ [1], ибо в этот день была явлена полнота Божества.

Праздник усугубляется тем, что имеет второй день, который посвящен отдельно Третьей Ипостаси и называется ДНЕМ СВЯТАГО ДУХА. На канонической иконе сошествия святого Духа изображен таинственный момент, как над вместе восседающими апостолами спустились как бы огненные необжигающие разделяющиеся языки. Но в центр храма обычно выносится праздничная икона Ветхозаветной Троицы, где Она показана в виде трех Ангелов, как явилась праотцу («отцу всех верующих») Аврааму у Мамврийского дуба.

Ветхий Завет, данный свыше через пророка Моисея, служил прообразом Нового Завета, данного в будущем Христомъ, Сыномъ Божиимъ — также Самимъ БОГОМЪ. В 50-й день по исходе евреев из Египта и освобождения их из рабства (ветхозаветной пасхи), Господь чрез Моисея на горе Синай дал закон. Это событие назвали Пятидесятницею. Мы же вспоминаем и торжественно отмечаем событие, когда также в 50-й день, но после Пасхи Новозаветной, уже на Горе Сион — в Сионской горнице — на апостолов сошел Духъ Святый. Исполнилось предсказание пророков Исайи и Михея «От Сиона изыде закон», но уже закон новозаветный. Святой Духъ — Утешитель — сошел в виде благодатных языков, просветил апостолов светом божественной истины и с тех пор «неотступно пребывает в Церкви Христовой, своею таинственною благодатию совершая Таинство Церкви, возрождая и укрепляя духовную жизнь каждого верующего во Христа». В Ветхом Завете — закон, в Новом же — более благодать, «ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Так как это случилось в 50-й день по Пасхе, то праздник также именуется ПЯТИДЕСЯТНИЦЕЙ, но Новозаветной.

В книге Деяний Апостольских об этом повествуется так. В день иудейского праздника Пятидесятницы, когда в Иерусалим собралось множество паломников из всех стран, произошло событие, послужившее началом исторического существования Церкви Христовой на нашей земле. Святой евангелист Лука повествует об этом так:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики Христовы. — В.М.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Духъ давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

И в Ветхом Завете был ниспосылаем людям Духъ Святой, но ниспосылаем отдельным личностям, избранникам Божиимъ и главным образом пророкам. Преимущество же Нового Завета пред Ветхим пророки усматривают в том, что в этом Завете «в последние дни» БОГЪ изольет Духа Своего «на всякую плоть» (Иоил. 2, 28), то есть, каждый верующий сможет принять Духа Святаго.

«На земле не у бе Духъ Святый, яко Иисусъ не у бе прославлен» (Ин. 7,39). Причина такого печального положения ветхозаветного человечества заключалась в том, что оно еще не было искуплено (от первородного греха) и оправдано, а поэтому не могло принять чистейшей святыни Духа Святаго.

Целью крестной смерти Христовой было именно ниспослание на землю Духа Святого. «Если Я не пойду (к Отцу Небесному, то есть, не умру по человечеству. — В.М.), — говорил Спаситель перед распятием апостолам, — Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Поэтому дарование Духа Святаго людям должно было совершиться немедленно по Воскресении и Вознесении Спасителя.

Апостолы и раньше получали частичные и невсегдашние дары Духа. Теперь же они получили полный и постоянный дар. «Духъ Святой, — говорит св. Григорий Богослов в 41-м слове на Пятидесятницу, — действовал в учениках Христовых троекратно по мере их удобоприемлемости и в три различных времени: прежде страдания Христова неявно (Мф. 10, 1-20), по Воскресении — явственнее (Ин. 20, 22), и в день Пятидесятницы — существенно».

Только теперь апостолы поняли, что это за таинственный дар Св. Духа, о котором так часто говорил Господь и который обещал им при Вознесении (говоря языком св. Иоанна Предтечи, что они «будут крещены Духомъ Святымъ», то есть, исполнены особой благодати и чудесной силы).

«Святымъ Духомъ всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическимъ единством священнотайне» (Степенна, Антифон первый).

В Ветхом Завете много мест, в которых выражается особенное благоволение Божие к горе Сион (в переводе означает «солнечный», «блестящий»). «Основание его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих» (Пс. 86, 2). Имя этой горы, или скорее холма, впоследствии воссияло и стало обозначением всего святого города. Причиной славы Сиона является то, что его выбрал для окончательного и полного сошествия на землю Духъ Святой; на нем же находилась и та горница, в которой Онъ в праздник Пятидесятницы явился в виде огненных языков над главами Апостолов. Произошло это и благодаря тем заботам, которыми окружил Сион Давид, настоящий строитель Иерусалима[2], который сделал его метрополиею своего царства. Здесь впоследствии сын его Соломон построит первый величественный Иерусалимский Храм, в который придет Самъ Мессия Христосъ... Давид пожелал, чтобы здесь же его и погребли.

Евангельский рассказ не дает точных указаний на то, где находился дом Пасхальной Вечери, в котором, вероятно, происходили собрания учеников и по Воскресении Спасителя. Предание же заставляет предполагать то, что дом Тайной Вечери и то место, где свершилось сошествие Св. Духа в Сионской части Иерусалима — одно и то же. Об этом в одной из од в VII веке пишет патриарх Софроний: «Я тебя увижу, новая краса, базилика, где хор монахов непрерывно совершает ночные песнопения; я взойду моими ногами на Сион, где под видом огненных языков низошла Божия радость; где Царь всего совершил таинственную вечерю и умыл ноги Своих спутников, научая их смирению».

Почти напротив «Сионских» врат (в южной городской стене) находится довольно высокое (в сравнении с другими) двухэтажное здание, где расположена Сионская горница и гробница Давида. По преданию, записанному в IV веке св. Епифанием Кипрским, на месте Тайной Вечери на Сионе в I веке устроена была маленькая Церковь. Верхнее отделение или горница ее считалось местом, где сошлись некогда ученики Христа тотчас после возвращения с горы Елеонской, на которой они были свидетелями Вознесения Господа. Если предание верно, то, конечно, Храм на месте Тайной Вечери долго был единственным, а впоследствии главным храмом Иерусалима, в который на праздники собиралось все христианское население Иерусалима.

В IV в. на Сионе, как видно из беседы (XVI) св. Кирилла Иерусалимского, находилось уже более обширное священное здание, по-видимому, состоявшее из двух этажей и именовавшееся «Храмом апостолов». Новозаветная реплика «да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян. 2,29) указывает на то, что действительно здесь находится гроб пророка, царя Давида.

Сионский Храм около времени завоевания Иерусалима был разрушен. И одной из первых забот крестоносцев (по описанию 3евульфа, посетившего Иерусалим в 1103 году) было его восстановление. Теперь Сионская Церковь стала носить имя Св. Девы Марии.

Русский паломник игумен Даниил (XII век) так упоминает о Храме на Сионе: «На юг лиц поидучи, взлести есть по степенем яко на горницу; ту есть храмина создана красно, яко на столпии, и с верхом, исписана муисиею и помощена красно, и алтарь имать яко Церкви на востоке лиц, и то есть келия была Иоанна Богословца, и в той келии Христосъ вечерял со ученики Своими. На том же месте сошествие Св. Духа бысть на апостолы в Пентикостию (Пятидесятницу — В.М.)».

С 1333 г. Сионская Церковь принадлежала францисканцам, которые сообщили Церкви нынешнюю ее форму. Храм крестоносцев разделен на два этажа — подземный и верхний, а на каждом этаже имеется по две комнаты: «В первой комнате нижнего этажа, по преданию, Спаситель умыл ноги ученикам; стол, находящийся там, считается трапезой Господней. Соседняя комната считается местом явления Спасителя по Воскресении. Из двух комнат верхнего этажа в одной, по преданию, происходила Тайная Вечеря. Комната просторная и светлая, продолговатая; разделена двумя колоннами на два корабля; в стенах — полупилястры с византийскими капителями; потолок состоит из заостренных готических сводов; один камень в северной стене обозначает место, где сидел Спаситель за Тайною Вечерею. В юго-западном углу залы шесть ступеней ведут в другую комнату — место сошествия Св. Духа, в которой показывают покрытый сверху шелковым покрывалом саркофаг, будто бы точную модель подлинного гроба Давидова, сокрытого под зданием. Архитектура здания средневековая (века XIV)» (М. Скабалланович. Пятидесятница. Воздвижение Честного Креста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995).

* * *

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Так обычно по церковной традиции мы начинаем и наше молитвенное правило — собеседование с БОГОМЪ, и всякое дело, делаемое на пользу людям во славу БОГА, во Святой Троице поклоняемого.

Обратите внимание: во имя, а не во имена, ибо БОГЬ един (а не три БОГА) — Единый, Славимый и Поклоняемый; во славу Святой Троицы — Единосущной, Нераздельной и Животворящей, то есть, являющейся началом всякой жизни.

* * *

В народе говорится, что «без Троицы дом не строится». Я бы добавил, что не только дом, но ничего (ни жизни, ни государства...) полноценно и в должном смысле ни построить, ни отстроить нельзя[3]. Обратите внимание на то, что слово «строить» своим корнем и основанием имеет слово «троица», поэтому строить — это значит делать вместе с Троицей (не одному, а с БОГОМЪ), призывая имя Божие. Все, что мы имеем «добро зело»: таланты, способности, разумения — все от Него. А поэтому наш богомудрый народ изрек: «Без БОГА ни до порога». Сделал дело — принеси хвалу своему Создателю за дарованную тебе возможность.

* * *

Троичный догмат (учение веры) — таинственный и непостижимый рациональным (рассудочным) путем. Он есть плод Божественного Откровения. «БОГЪ есть един по существу, но троичен в Лицах: Отецъ, Сынъ и Святый Дух, Троица Единосущная и Нераздельная».

Слово «Троица» (Τριάς) не библейского происхождения. В христианском лексиконе оно появилось лишь во 2-й половине II века. Христиане всегда верили в простоте душевной и в чистоте сердечной, что БОГЪ един по существу, но троичен в лицах, однако догматическое учение о Пресвятой Троице вылилось в окончательно отлитую форму лишь со временем, в связи с возникновением и борьбой со всякого рода еретическими заблуждениями (тринитарные споры). Учение о Троице имеет место благодаря Боговоплощению.

На I Вселенском Соборе, проходившем в городе Никее в 325 году, когда в основном был сформирован наш Символ Веры, среди 318 отцев собора присутствовал муж святой жизни — святитeль Спиридон Тримифунтский. Когда возник вероучительный спор, Господь даровал ему такую благодать, что свершилось чудо (чудо не ради чуда, а для вразумления). Преподобный как наглядное доказательство некоего образа единства лиц во Святой Троице взял в руки кирпич и сжал его так, что мгновенно вышел из него огонь и взметнулся вверх, на землю низошла вода, а в руках у него осталась глина. Таким образом, кирпич как бы вернулся в первичное состояние свое до обжига, когда он был разделен на три различные стихии: землю, воду, огонь. Вот так получается плинфа (кирпич).

Или взять раскаленное железо. Оно внутри буквально пронизано огнем и неизъяснимым жаром, но сохраняет свой состав и форму; не превращается одно в другое и с огнем естество железа не смешивается. Солнце — это собственно солнечный диск (тело), которое немыслимо без тепла, исходящего от него, и света. Венец творения — ЧЕЛОВЕК — состоит из тела, души и духа...

Это всего лишь некоторые приближенные аналогии, заимствованные из тварного мира, являющиеся, конечно же, несовершенными. Мы принимаем на веру словеса Господни, более доверяя нашему БОГУ Творцу, но не нашему ограниченному и поврежденному разуму. Что есть Пресвятая Троица постигается, но отчасти, в опыте духовной жизни, и связано с аскетическим подвигом. В.Н. Лосский рассуждает: «Апофатическое[4] восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Существо Божественное не разделяется, и Лица Божества не сливаются. Одно Божество Отца и Сына и Святаго Духа; потому все совершенства Божеские равно принадлежат Отцу и Сыну и Святому Духу. Отецъ есть истинный БОГЪ, и Сынъ «есть истинный Богъ...» (1 Ин. 5, 20), и Духъ Святый есть истинный Богь — «БОГЪ есть ДУХЪ» (Ин. 4, 24), и при том так, что в трех Ипостасях или Лицах; есть един только Триипостасный Богъ[5].

Ипостаси, или Лица, Святой Троицы различаются так: БОГЪ Отецъ не рождается и не исходит от другого Лица; Сынъ Божий предвечно от Отца рождается; Духъ Святой предвечно от Отца исходит.

Обращаясь к Новому Завету, мы замечаем, что Самъ Спаситель наш, Второе Лицо Святой Троицы, Единородный Сынъ Божий, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь, так заповедал им: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 18, 9). В этих словах («крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа») Господь даровал Своей Церкви самый краткий Символ Веры, предлагающий сокращенное учение о Святой Троице.

«Трие суть свидетельствующии на небеси: Отецъ, Слово[6] и Святый Духъ» (1 Ин. 5, 7). Три Божественные Лица дали Свои свидетельства о том, что обещанное миру спасение в последнее время совершилось на земле чрез Иисуса Христа, и каждое Божественное Лицо тем же свидетельством явило Само Себя.

БОГЪ Отецъ послал в мир единородного Сына Своего и свидетельствовал о Немъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Иисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божий, восприявший естество человеческое, многократно и различно свидетельствовал об Отце Своем и о Себе как Сыне Божиемъ (об этом же свидетельствовали и злые духи).

Духъ Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа при Крещении Его[7] в Иордане (Мф. 3, 16). Духа Святого, как Утешителя или Помощника, Иисусъ Христосъ обещал послать от Отца ученикам и апостолам Своим (Ин. 14, 16). Дух Святой, согласно с обетованием Иисуса Христа, сошел на святых апостолов и укрепил их на подвиги апостольского служения.

Так в пришествии Иисуса Христа на землю все три Лица Единого Божества Своими Божественными делами показали себя миру.

* * *

Из Ветхого Завета мы имеем следующие свидетельства множественности Лиц Единого Бога.

«В начале сотворил БОГЪ небо и землю» (Быт. 1, 1). Обратите внимание на удивительный парадокс: глагол «сотворил» (по-еврейски: «бара») стоит в единственном числе, а слово «БОГЪ» (по-еврейски: «Елогим») — во множественном числе, указывая тем самым на множественность Лиц, участвующих в творении.

«И сказал БОГЪ: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Здесь уже иначе: глагол стоит во множественном лице — «сотворим».

Но здесь о Троичности БОГА говорится прикровенно, а конкретно ничего не сказано, если не считать событие явления под Мамврийским дубом-теревинфом[8] Святой Троицы праведному Аврааму в виде Трех ангелов. Икона, изображающая это священное событие, именуется Ветхозаветной Троицей. Но то, что Святая Троица — это БОГЪ-Отецъ, БОГЬ-Сынъ и БОГЪ-Духъ Святый до пришествия в мир Мессии явно известно не было.

* * *

На Русской Земле Святая Троица являлась преподобному Александру Свирскому. И даже игумен Игнатий (Ракша), старейший насельник Свято-Троицкого мужского монастыря в Хевроне у Дуба Маврийского, незадолго до своей праведной кончины удостоился явления Ее в виде трех странников (теперь на месте чудесного явления каждый день в 13 часов на несколько минут появляются нежно-голубые цветочки и затем исчезают).

О ЦЕРКВИ

Этот светлый Троицын ДЕНЬ является и ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ, которая есть «столп и утверждение истины». Пятидесятница есть начало и основание Церкви (в которой мы с вами крещены), но основание не очередного религиозного института, а начало «новой твари», возможности блаженной вечной жизни, открытой БОГОМЪ пред человеком. Апостолы получили силу свыше и начали проповедовать, учить и свидетельствовать о Христе как Воскресшемъ Сыне Божиемъ, воплотившемся Богочеловеке, Царе и Господе. «Итак охотно принявшие слово его (ап. Петра. — В.М.) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах[9]» (Деян. 2, 41-42). Ибо так «изволися Духу Святому...»

Основатель нашей Церкви, ее Глава и «краеугольный камень» — Господь наш Иисусъ Христосъ, Богочеловекъ (в отличие от прочих религиозных сообществ и собраний).

Слово «ЦЕРКОВЬ» (греч.: εκκλησία) в широком смысле этого слова происходит от глагола «собирать, созывать». В Афинах раньше «экклесией» называли городское собрание, но в нем принимали участие не все, а избранные, которые обладали определенными полномочиями и соответствовали определенным требованиям. Поэтому под Церковью Христовой надо понимать не просто собрание, а собрание верных в общество Господне, «рода избранного»: общество всех разумно-свободных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Нимъ как с Единой Главой.

Предназначение Церкви — воссоединение людей с БОГОМЪ, освящение их.

Церковь — мистическое Тело Христово, представляющее собой «новый Израиль» (в плане духовном), облеченный особой исторической миссией: возвещать миру Новый Завет — союз, заключенный БОГОМЪ с людьми «во Христе Иисусе», то есть, запечатленный жертвенной кровью распятого Христа. Единство этого нового «народа Божия» отныне не зависит от какого-либо этнического фактора. Церковь — это уже не синагога, а есть община, открытая для всех народов.

Вхождение в Церковь осуществляется через покаяние и Таинство Крещения. Вход открыт всем желающим, ибо Господь «всем хочет спастися и в разум истины приидти». Только в День Пятидесятницы, когда Святой ДУХЪ / Духъ Истины / Духъ Утешитель-Параклит сошел на апостолов — общество учеников Христовых стало Церковью. Она одушевляется, живится и освещается Святымъ Духомъ. БОГЪ создал по своему человеколюбию Церковь, где люди объединены правой спасительной верою (во всей ее полноте и чистоте), то есть, законом Божиимъ (законом любви), священноначалием и Таинствами. Онъ сказал «созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

К Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но все в правоверии скончавшиеся и Ангелы. То есть, она состоит из церкви земной — «странствующей» или «воинствующей» (но только не против крови и плоти, а «против духов злобы поднебесных», — и церкви Небесной — «торжествующей».

Слово «церковь» употребляется в разнообразных значениях. Кроме как «экклесия» словом «церковь» переводится на славянский язык греческое слово «ναός» — Храм. Протоиерей Григорий Дьяченко как одну из версий приводит тот факт, что слово «церковь» производится и от латинского слова «circus» — круг. Круг — символ вечности, как не имеющий ни начала, ни конца, отчего Храмы строили не только в виде корабля (как ковчега спасения, плывущего по бушующему мирскому морю), креста, но и круга. У русского народа в сознании практически отождествляются понятия Церкви и Храма, то есть, святилища — культового, священного здания, куда собираются для общей молитвы христиане (или церковь: собрание верующих). Храм также именуется на Русской Земле Собором (что, собственно, очень близко и созвучно «экклесии»), где люди собираются для общей молитвы и участия в Богослужении. И в Ветхом Завете говорится о «скинии собрания» (Чис. 2, 17; 2 Пар. 1, 3).

Церковь — наша мать, а «кому Церковь не мать, тому БОГЪ не Отецъ». Почему надо ходить в Храм? Да потому что Храм — «Небо на земле», «Дом Божий». Здесь человек встречается со своим Отцомъ Небеснымъ, ибо Храм есть место особого вездеприсутствия Божия. И, приходя сюда, человек приходит в гости к своему Создателю. Самъ Христосъ приходил в Иерусалимский Храм. После Боговоплощения Храм не был упразднен. Устроение его: престол, жертвенник, семисвечник, каждение фимиамом... — сделано и освящено по образу, показанному свыше, а не как что-то самочинное.

Очень часто человек говорит о том, что он «в душе верует» (или: «у меня БОГЪ в душе») и этого довольно, в Храм ходить не надо. Но, может быть, надо задуматься: почему наши предки так любили не только строить Храмы, но и подолгу молиться в них? Почему же сказано: «блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят»? Да потому, что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (то есть, не в «брачной» одежде души). Через грязное окно ничего не видно. Может быть, из-за нашей нечистоты мы потеряли чувство святыни и тягу молиться в Храмах? А поэтому блюдите, яко опасно ходите, и не только БОГЬ не войдет в наши души, а войдет туда «нечистый», И даже не помысел только, а нечистый злой дух. Надо учиться смотреть на себя критически, сняв розовые очки (чему учит Евангелие, которое должно читать на каждый день); и смотреть через призму всех десяти заповедей, а не одной или двух (к примеру: «не у6ий» или «не укради»), но их-то мы не знаем и особо не хотим знать.

Этот минимализм не является христианством. Надо приглядеться и более трезво пораздумать: не являемся ли мы ворами по отношению к самим себе, «воруя» у себя время, как говорится, «прожигая» его на что-то пустое, ненужное и суетное, а вечность к нам становится все ближе и ближе с каждым днем, с каждой минутой, с каждым мгновением. Сколько нам еще БОГЪ даст времени?.. Если мы просим здоровья себе, то на что? Ведь чем мы дольше живем, тем больше грешим, а не меньше.

Храм также есть «училище благочестия», а поэтому ходить в храм надо не только по зову души, но это есть наша нравственная и религиозная обязанность. В 4-й заповеди нам сказано: «...шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота[10] Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9-10). Понятно: «невольник не богомольник», но, я думаю, это нужно более нам, нежели Богу, чтобы еще раз поразмышлять о смысле и бренности бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, чтобы испросить у Бога сил духовных и физических, чтобы помолиться не только о себе, но и о других, о «богохранимой стране нашей», о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных», «о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении[11]...» Кто-то сказал, что один поклон в храме заменяет сто поклонов дома. Одно дело не пойти в храм по лени, другое — по болезни или иной какой уважительной причине. Надо знать об апостольском правиле, которое говорит о том, что если человек не был три воскресных дня в Храме, то его должно отлучать от Церкви. По сути говоря, человек сам отлучает себя от общения с верными и участия в Таинствах, через которые на христианина изливается благодать Божия. Таинства же совершаются в Церкви. Зачем же лишать себя благословения Божия? Из своего личного опыта (когда я был еще студентом) знаю: если я не бывал в воскресный день в церкви (и раз в два месяца не причащался), то на следующей неделе чувствовал, что я что-то недополучил, а именно — духовной пищи, ибо «не хлебом единым жив человек».

Храм — это радость. Мы как-то быстро забываем, что до недавнего времени ходящего в Храм верующего человека могли даже уволить с работы или принять иные административные меры. Братья и сестры! Мы сейчас имеем уникальную возможность не только ходить в храм, а хоть чем-то участвовать в восстановлении разрушенных святынь, тем самым и реставрируя свои собственные души, и помогая своим соотечественникам. Тем более, пока есть хотя бы один разрушенный храм, монастырь, часовня — это в той или иной степени на совести нашей или частично наших сограждан, а церковь-то наша — соборная.

Кто-то считает: раз он крещеный человек и носит крестик, то уже и считается членом Церкви. Это одно из глубочайших заблуждений. Мы принадлежим к Церкви лишь в той мере, в какой мы участвуем в жизни ее. И в первую очередь своей решительностью жить по правде Божией. Грех удаляет человека от Бога и мешает действовать благодати в нас (как, к примеру, тромб не дает крови течь по артериям полноценно); он есть болезнь, а Церковь — наша врачебница. Разве мы не хотим быть духовно здоровыми? Только надо захотеть искренно. Мало ли что мы думаем о себе, чаще завышая планку. Гораздо важнее, что думает о нас Отецъ Небесный.

Глубины Божии открываются только Духомъ Божиимъ. И мы призваны быть не только в Церкви, но и церковью быть, а значит — быть живыми храмами Духа Святого.

* * *

Облачения св. Престолов и священнослужителей в этот Великий ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (и до отдания праздника) зеленого цвета (этот цвет в иерархии цветов — цвет жизни) или имеют изображения цветов. Храмы же к празднику во образ Мамврийской рощи (где явилась Святая Троица) украшаются белоствольными зелеными красавицами березками (они — один из природных символов России), зеленью и цветами в знак того, что Духъ Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить тварь. Троица именуется «Живоначальной», то есть, дающей начало жизни. Поэтому Троицкая неделя — поистине «цветоносная».

Цветы — образ даров Духа Святаго здесь, на земле. Они напоминают благоуханием своим духовное небо. А души христиан должны являть собой блаженный сад ДУХОВНЫЙ, украшенный плодами Духа: «любовию, радостию, миром, долготерпением, благостию, милосердием, верою, кротостию, воздержанием, на таковых несть закона» (Гал. 5, 22-23).

Украшаются Храмы еще и потому, как мне кажется, что сей праздник — ДЕНЬ Рождения Церкви, а на день рождения принято дарить цветы...

* * *

Хотелось бы (чтобы предупредить новоначальных) сказать несколько слов о современных «пятидесятниках»[12] или духоборах.

Апостолы, а затем и их ученики получили благодатную способность говорить на различных человеческих языках. Это была конкретная членораздельная человеческая речь, необходимая миссионеру для проповеди слова Божия. Современное же «говорение на языках» в среде пятидесятников есть просто набор несвязанных звуков, принимающий то форму бормотания, то неистового выкрикивания, то тихого блеяния, граничащего с безумством. Поэтому невозможно бессмысленные звуки принять за чудо Божье, ибо сие — результат нервной истерии, впадения в транс, опасный для жизни души (и тела). Кто-то мудро сказал: «Искание людьми восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и гордого состояния. Здесь происходит подмена подлинных даров Святаго Духа искусственно вызванными переживаниями. Игнорируется духовный опыт святых угодников Божиих... В общении с БОГОМЪ надо искать не восторга и острых ощущений, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же обновления души человека в него будет вселяться подлинная благодать Божия, а с нею — небесный мир и чистая радость, в сравнении с которыми земной восторг является дешевой и жалкой подделкой».

Желаю вам быть не захожанами, а стать настоящими прихожанами Храма, того, который вам ближе к сердцу. Участвуйте в жизни Церкви, в жизни общины, вашего прихода, и не ограничивайтесь только хождением в нее. Ходя в Церковь, вы можете с пользой приложить свои внимание и любовь, ибо любовь деятельна по природе и распространяется вовне, а не замыкается в себе. «БОГЪ есть любовь», а если мы хотим стать детьми Божиими по существу, докажите себе: хотите ли вы этого без личины самооправдания.

* * *

«Всесвятая Троице, Единосущная Державо, нераздельное царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, вразуми сердце мое и всю мою oтъими скверну, просвети мою мысль...»

«Упование мое Отецъ, прибежище мое Сынъ, покров мой Духъ Святый, Троице Святая, слава Тебе».

 


[1] — Оказывается, что празднование в «Пятидесятницу» Дня «Святой Троицы» есть особенность русской богослужебной практики, чего нет, допустим, в греческих Церквах Эллады и Востока. Священник Павел Флоренский в своей статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» за 1919 год пишет так: «...величайший литургический сдвиг... связывается с именем Преподобного Сергия. Я говорю о Троичном Дне, как литургическом творчестве именно русской культуры, и даже определеннее, творчестве преп. Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон... Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного Дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV в. на Руси он выявляет свою онтологическую суть... Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого Собора как чествование "Троицы" Андрея Рублева...»

Видимо, все только к этому свести нельзя, ибо у нас общие корни; но верно то, что в византийское время Церковь «в сущности не знала Троичных икон», так как подобного рода икона именовалась «Гостеприимство Авраама».

Впервые надпись «Святая Троица» встречается в миниатюре Лицевой Псалтыри 1066 г. из Студийского монастыря. Вероятно, первоначально «Троицын День» праздновался во второй день Пятидесятницы, то есть, после Дня сошествия Святого Духа, как существует до сих пор в старообрядческом уставе: «в субботу к Неделе (воскресному дню — В.М.) поставляем на вечерни к Троицыну дню на налое Сошествие Святаго Духа, а в Неделю вечера на налое поставляем образ Троицы единоначальныя». Образ «Ветхозаветная Троица» в Русской Церкви, по-видимому, стал праздничной иконой первого дня Пятидесятницы уже после старообрядческого раскола.

[2] — Иерусалим — «основание, или жилище мира». Думают, что древность его восходит ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором, во времена Авраама, царем и первосвященником был Мельхиседек.

«Подле Иерусалима во время Иисуса Навина и судей существует долина Рефаимов непосредственно к югу от Енномовой долины. А доказано, что первоначальными обитателями Палестины были исполинские племена, главное между которыми было племя рефаимов. Эти племена, незначительные остатки которых так испугали еврейских соглядатаев при Моисее, основали и все значительнейшие города Палестины; например, Хеврон основан племенем енакимов. Когда эти племена стали вырождаться, их из Палестины вытеснили хананеи и постепенно заняли их города. Соседство с Иерусалимом долины с именем рефаимов может почти ручаться за то, что город на Сионе основан был еще этим громаднейшим из исполинских племен, имя которого впоследствии стало нарицательным для всех исполинов. Только иевусеи, вероятно, сильнейшее из ханаанских племен после хеттеев, могли отнять у них их город и оттеснить их с Сиона в южные долины.

Иевусеи оказывали упорное и удачное сопротивление вплоть до Давида всем попыткам одновременно двух колен — Иудина и Вениаминова — отнять у них их Сионскую крепость. Удержав за собою эту лучшую часть города, иевусеи владеют ею до половины царствования Давида, причем город на Сионе постепенно потерял свое прежнее имя Иерусалима и стал называться Иевусом. Из многочисленных соперничавших друг с другом крепостью и благоустройством городов Ханаана Сион был, таким образом, единственный город, неодолимый в течение пяти веков для такого девственно-свежего и мужественного народа, каким были тогда евреи, и в частности два храбрейших их колена. Это достаточно свидетельствует о степени укрепленности и благоустроенности тогдашнего Сиона. Иевусеи знали, что говорили, когда хвалились Давиду, что его сумеют отогнать от Сионской крепости одни только слепцы и хромые ея (2 Цар. 5, 6). Таковы были твердыни этой исключительной в Ханаане крепости» (М. Скабалланович. Пятидесятница. Воздвижение Честного Креста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 18-19).

[3] — Лет около десяти тому назад, в праздник Святой Троицы, по Центральному телевидению был показан фильм «Мусульманин». Режиссер этого фильма — талантливый и ныне уже довольно известный мастер. Но то, что продемонстрировано в этом фильме и как он снят — это сущее предательство русского народа.

В каком непригляднейшем и унизительном виде показан мой великий самобытный и прекрасный народ! И обратите внимание: показан не где-нибудь в Америке, а в России. То, что только есть худшего, было высвечено в этой скверной картине с наибольшей силой. Искусство только тогда имеет право на жизнь, когда учит и воспитывает народ, а иначе — это губительное оружие, направленное на уничтожение этноса.

То, что фильм шел именно в великий для нашего православного народа праздник — однозначно не случайно, а является частию общего заговора. Автор фильма не просто мерзко показал все отрицательное, но показал на фоне идеального мусульманина. Это откровенная диверсия, похуже бомб. Если автор не русский — это ничего, но зачем же так относиться к тем людям, с которыми ты рядом живешь и на чьи деньги занимаешься так называемым «искусством».

Я считаю (пусть, может быть, и субъективно), что это предательство не только с его стороны, а и всех тех, кто умышленно прельстившись «зелененькими», причастен к съемкам, тиражированию и показу этой ленты. И пусть кто-то не думает, что за давностию лет это как бы не актуально сегодня и все забылось — нет! Это пятно остается на всю жизнь, и не знаю, отмоешься ли. Можно понять все: ну напился человек, ну повел себя недостойно и вызывающе... но предательство — хуже этого душепагубного греха нет!

[4] — «Существуют два тесно взаимосвязанных пути богопознания. Еще дохристианские авторы... знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом, в конечном счете, повергает человека в молчание, все словесные выражения и понятия, которые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не могут нам позволить объять бесконечное. Иначе говоря, опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть, стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть, не в соответствии с нашим тварным опытом, — а в том, что Он не есть.

Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству...

Путь апофатического восхождения к Богу — путь аскетический, который предполагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Богом в состоянии экстасиса. Знание, полученное в состоянии экстасиса, является в полном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в человеческом языке таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это и сделал апостол Павел, когда говорил, конечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то, что не приходило на сердце человеку" (Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997).

[5] — В отличие от монотеистических религий иудаизма и ислама.

«В языческом мире существовала вера в троицу, но не во Святую и не в Единую. Индусы верили и теперь верят в Тримурти, т.е. в три верховных божества, из которых один — Шива — дьявол и разрушитель того, что создают первые два — Вишну и Брама. В Египте также верили в троичное божество, но как в семью, соединенную плотской любовью Озириса и Изиды, родивших сына Хоруса, которого Озирис убил, из-за чего этот чудовищный брак распался. До Христа люди могли своим умом и энергией создать великие цивилизации по всему миру, но не могли дойти до правильного понятия о Боге как о Святой Троице, соединенной в Единстве, следовательно, и о Боге как о Любви» (Митрополит Николай Сербский).

В славянском язычестве на Руси в официальный пантеон был введен Стрибог (он же Сварог, то есть, Небесный) как «бог-отец», Даждьбог как «бог-сын» небесного Сварога, и Семаргл, крылатое божество как «бог святого духа».

Хотя, как знать: может быть, это осколки адамова знания, когда человек, ходя перед БОГОМЪ, имел непосредственное знание о своем Творце. Но со временем, по мере умножения греха, глубина осмысления была утеряна, и знание из поколения в поколение помрачалось.

[6] — Отцы Церкви, желая сделать христианское учение понятным для греческой интеллигенции, во II веке сближают учение о Христе с философским эллинским учением о логосе. Понятие логоса христианизируется. Создается учение о Христе, как о воплощенном Логосе/Слове.

[7] — Хотя в каком-то смысле и в событии Крещения Господня можно увидеть явление Святой Троицы (только Духъ Святый сошел на Христа, а не на апостолов, и в виде голубя, а не «огненных» языков). Но Христосъ тогда еще не был прославлен по человечеству. Это событие Свшценной ИСТОРИИ известно более как «явление Христа народу».

[8] — «Теревинф — терпентинное дерево... принадлежащее к семейству фисташковых деревьев...» (Прот. Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь).

Библия ничего не говорит об одном дубе, под которым происходило Богоявление Аврааму. Славянский и греческий перевод Библии называют это место «дубом Мамврийским», но в еврейском тексте здесь стоит множественное число: «дубы», и в русском переводе Библии говорится о «дубраве» (Быт. 18, 1). Ну а само таинственное явление произошло у конкретного дуба, конечно же.

О Мамврийском дубе или теревинфе говорил в I веке Иосиф Флавий. По преданию, дуб этот существовал от сотворения мира. Древнейшие христианские предания говорят и об уважении, которым пользовался дуб-теревинф со стороны иудеев, христиан и магометан. Благодаря стечению богомольцев, у дуба устраивался ежегодный базар, называвшийся «базаром теревинфа».

Заметим также, что дуб Мамврийский, как и все местные дубы (собственно, теревинфы), имеет мало общего с привычным нам северным дубом во внешнем виде. Листья его намного меньше, по крайней мере, в 5 раз, зубчаты, продолговаты, закруглены. Желуди похожи на наши.

Согласно преданию, конец мира наступит тогда, когда Мамврийский дуб/теревинф не даст ни одного зеленого листочка. В 1997 году засохла последняя зеленая веточка дуба. Но в 2000 году произошло чудо — на нем опять появились почки. Слава Тебе, Боже, Ты даешь еще нам время на покаяние!

[9] — Как-то к старцу пришел один человек и стал говорить о том, что не видит грехов своих. Тогда духовник попросил его читать одну из последних вечерних молитв, где идет перечисление грехов. Читая их, исповедник сказал, что у него-де нет ни одного из перечисленных грехов, на что авва ответил: «Неужели Духъ Святой ошибся?» (имеется в виду, что молитвенное правило — это не просто перечень молитв, а «произведение» Духа Святого). И в помыслах у нас порой такое пробежит, что, если быть до конца откровенным, становится не по себе.

[10] — После Воскресения Христова мы чтим День Воскресный.

[11] — В праздник Святой Троицы 30 мая 1999 г. в подземном переходе станции метро «Немига» (г. Минск, Белоруссия) погибло 53 человека (не считая 200 раненых). В качестве главной причины трагедии на вид ставят «дождь и стечение обстоятельств», но если смотреть духовно, то она — в другом.

Накануне рокового дня (29 мая) в одной из газет было напечатано о детях бетонных кварталов, «которые способны затоптать насмерть кого угодно». Эти слова, к великому сожалению, стали пророческими. Активно прошел день пива. Веселие во Дворце спорта подходило к концу, как вдруг первые раскаты грома, мечущиеся молнии и дождь как бы «погнали» народ искать укрытие в подземном переходе, где многих уже караулила смерть...

[12] — Слово «секта» — латинское (secta), означающее образ мысли, учение. В эпоху реформации этот термин стал употребляться и к отпавшим от единства Церкви религиозным обществам. Ереси и нестроения возникают тогда, когда оскудевают любовь и благочестие, умаляется аскетическая жизнь... Любая секта — антицерковь, а вне церкви спасения нет. Секта, как однокоренное слово со словом сектор, говорит о том, что сектанты не принимают всего учения Церкви, а только его часть. «Харизматическое» движение пятидесятников возникло в США в последней четверти ХХ века в среде баптистов и методистов, которые, когда-то также отпавши от апостольской Церкви, лишились тем самым ее благодатного покрова. Они задались целью не по своим духовным силам: возродить в современном обществе благодатные дары, какие получили апостолы в День Пятидесятницы (в частности, дар языков). И попали в сети прелести, ибо «ангел тьмы может принять и вид ангела света». Восхитить дар Божий незаслуженно — невозможно. Одного желания иметь мало. Они находятся под действием духа, но не Святого. Они признают Святую Троицу, но, к сожалению, отвергают в силу своего вольнодумства и протестантского происхождения апостольское преемство, священство и некоторые другие таинства. Таинства — «легкие», а дыхание жизни — «Духъ Божий». Можно дышать полными легкими (как в Православии), а можно только частью их (как в протестантизме), поэтому возможно и задохнуться...

вернуться

купить диплом колледжа купить аттестат за 9 класс http://rdiplomik24.com купить диплом о среднем специальном купить диплом нового образца http://diplomy-originaly.com купить диплом в москве купить аттестат купить диплом ссср купить диплом о высшем образовании купить аттестат за 9 класс http://diplomsagroups.com купить диплом в москве купить диплом вуза https://gosznac-diploma.com/ купить диплом купить диплом фармацевта http://sreestrom.ru/ купить диплом магистра купить свидетельство о рождении http://originality-diplomy.com купить диплом с занесением в реестр реально купить диплом колледжа купить диплом в москве купить диплом врача с занесением в реестр купить диплом автомеханика купить аттестат за 9 класс купить диплом реестром москве купить диплом нового образца http://aurus-diploms.com купить диплом с реестром цена купить диплом в москве https://premiums-diploms.com купить диплом занесенный реестр купить диплом о среднем специальном http://russdiplomiki.com купить диплом с занесен ем в реестр купить диплом магистра https://diplomansy.com купить диплом с реестром цена москва купить свидетельство о рождении купить свидетельство о браке купить медицинский диплом с занесением в реестр купить диплом в москве https://eonline-diploms.com купить диплом врача с занесением в реестр купить диплом автомеханика https://diploms-asx.com купить диплом с реестром цена купить диплом вуза http://free-diplommi.com купить диплом высшем образовании занесением реестр купить диплом специалиста http://diplomrussian.com купить диплом с проводкой купить диплом о среднем образовании https://originality-diplomany.com купить диплом с внесением в реестр где купить диплом https://russiany-diploman.com/ купить диплом с реестром спб купить диплом о среднем специальном https://premialnie-diplomas.ru купить диплом с проводкой купить диплом нового образца https://eonline-diploma.com/ купить диплом с занесением в реестр цена купить диплом https://rudiplomisty24.com/ купить диплом высшем образовании занесением реестр купить диплом магистра купить аттестат за 9 класс купить диплом без занесения в реестр купить аттестат за 11 класс купить диплом автомеханика купить диплом с занесением в реестр где купить диплом https://diplomsy-landsy24.ru/ купить диплом медсестры с занесением в реестр купить диплом кандидата наук http://diploms-service.com купить диплом без реестра купить диплом о высшем образовании https://anny-diploms.com купить диплом колледжа с занесением в реестр купить аттестат за 9 класс https://originaly-dokuments.com купить диплом колледжа с занесением в реестр купить диплом ссср купить диплом института купить диплом с реестром цена москва купить аттестат за 11 класс http://aurus-diploms.com/geography/kupit-diplom-v-cheljabinske.html купить диплом врача с занесением в реестр купить диплом бакалавра https://diplomansy.com/kupit-diplom-s-reestromдиплом купить с занесением в реестр москва купить диплом о среднем специальном http://diploms-service.com/diplomy-po-gorodam/krasnoyarsk купить диплом с внесением в реестр купить диплом университета https://diploms-asx.com/kupit-attestat-za-11-klass купить диплом с реестром купить диплом автомеханика http://diplomyland.com/ купить диплом занесенный реестр купить свидетельство о рождении купить диплом о высшем образовании купить диплом без занесения в реестр купить диплом кандидата наук купить диплом в перми купить диплом с занесением в реестр цена купить дипломы о высшем аттестат купить купить диплом с внесением в реестр купить аттестат за 11 классhttps://education-ua.com купить диплом занесенный реестр купить диплом о высшем образовании https://diplomiki.com купить диплом колледжа с занесением в реестр